Сравнительный анализ чувственного и рационального познания?

Обществознание | 1 - 4 классы

Сравнительный анализ чувственного и рационального познания.

Ответить на вопрос
Ответы (1)
Tatblin 9 дек. 2020 г., 08:26:16

1. ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.

2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Наиб важные особенности восприятия : предметность, целостность и структурность.

3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда - то воздействовавших на органы чувств.

В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению.

Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей.

Основные формы рационального познания : понятия, умозаключения, гипотезы, теории.

1. понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по определению совокупности признаков.

Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.

Е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов.

В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.

2. суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что - либо утверждается или отрицается.

3. умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.

4. гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому - либо факту или группе фактов.

Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.

5. теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Т. о.

, в процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности : чувственная и рациональная.

Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.

Сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) утверждает :

• нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах.

Разум непосредственно с внешним миром не связан.

• Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию

• Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен

• В познании встречаются ошибки.

Но ощущения сами по себе обманывать не могут.

Все заблуждения коренятся в разуме.

• Управление предметной деятельностью человека корректируются только с помощью органов чувств.

• Установление истинности знания требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, поэтому не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.

Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали :

• Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного.

Только мышление может преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.

• Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают.

• Чувства нас нередко обманывают.

• Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств.

• Разум обладает креативной способностью, т.

Е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.

• Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.

Е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.

Мы нередко говорим : доказывать нечто не могу, но интуитивно полагаю, что это так.

Иными словами, я в данном случае делаю вывод, минуя промежуточно - логические аргументы в его пользу.

Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют - интуицией.

Интуицию порой трактовали как нечто таинственное и чуть ли не сверхъестественное.

Прежде всего интуиция - функция основательного овладения предметом.

Яблоко должно было упасть именно на голову Ньютона, чтобы этот факт (если он был) привел к великому открытию.

Второй момент : интуиция, как правило, связана с длительной предварительной работой над проблемой, часто она имеет место тогда, когда, казалось бы, все логические резервы поиска исчерпаны.

Третье : по - видимому, в механизме интуиции немалую роль играет бессознательное, на уровне которого, так сказать, "застревают" отдельные звенья логической цепи.

Четвертое : определенную роль в интуитивном прорыве играет наличие "подсказки".

Так, наблюдение паутины между ветками дало толчок для рождения идеи подвесного моста.

Ghjcgtrn 5 янв. 2020 г., 16:25:06 | 10 - 11 классы

Каковы плюсы и минусы ЧУВСТВЕННОГО и РАЦИОНАЛЬНОГО познания?

Каковы плюсы и минусы ЧУВСТВЕННОГО и РАЦИОНАЛЬНОГО познания?

Vikikat 27 февр. 2020 г., 22:08:26 | 10 - 11 классы

Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание?

Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание?

Почему они могут вступать в конфликт?

Grishinakristina 12 июн. 2020 г., 22:12:40 | 5 - 9 классы

Пример чувственного познания?

Пример чувственного познания.

Сим13й 3 июн. 2020 г., 04:30:26 | 5 - 9 классы

Чувственное познание, как известно, происходит с помощью пяти органов чувств?

Чувственное познание, как известно, происходит с помощью пяти органов чувств.

А с помощью чего исходит рациональное познание?

Yarilovaarina 23 авг. 2020 г., 13:16:34 | 10 - 11 классы

Взаимосвязь между чувственным и рациональным познанием?

Взаимосвязь между чувственным и рациональным познанием.

Takesha 14 июл. 2020 г., 06:55:05 | 1 - 4 классы

Приведите примеры рационального и чувственного познания их, надо записать в таблицу?

Приведите примеры рационального и чувственного познания их, надо записать в таблицу.

Настя1972014 12 авг. 2020 г., 05:26:34 | 10 - 11 классы

1)Привести примеры, где человек является субъектом и объектом?

1)Привести примеры, где человек является субъектом и объектом.

2)Привести примеры чувственного и рационального познания.

3)Показать "положительные" и "отрицательные" стороны чувственного и рационального познания.

Xxx1999 29 февр. 2020 г., 14:39:54 | 5 - 9 классы

Почему чувственное познание - обязательно первая ступень познания?

Почему чувственное познание - обязательно первая ступень познания?

Iustinak 10 окт. 2020 г., 20:12:18 | 10 - 11 классы

Все за исключением двух представляют формы чувственного и рационального познания : ощущение, наблюдение, эксперимент , восприятие , суждение , умозаключение?

Все за исключением двух представляют формы чувственного и рационального познания : ощущение, наблюдение, эксперимент , восприятие , суждение , умозаключение.

Химики2014 23 сент. 2020 г., 11:35:56 | 5 - 9 классы

ПОМОГИТЕ ?

ПОМОГИТЕ !

СРОЧНО выберите два этапа которые проходит познание а)рациональный и эмоциональный б) моральный и чувственный в) рациональный и чувственный г) моральный и эмоциональный.

На этой странице находится вопрос Сравнительный анализ чувственного и рационального познания?, относящийся к категории Обществознание. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 1 - 4 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Обществознание. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.