Обществознание | 1 - 4 классы
Сравнительный анализ чувственного и рационального познания.
Каковы плюсы и минусы ЧУВСТВЕННОГО и РАЦИОНАЛЬНОГО познания?
Каковы плюсы и минусы ЧУВСТВЕННОГО и РАЦИОНАЛЬНОГО познания?
Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание?
Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание?
Почему они могут вступать в конфликт?
Пример чувственного познания?
Пример чувственного познания.
Чувственное познание, как известно, происходит с помощью пяти органов чувств?
Чувственное познание, как известно, происходит с помощью пяти органов чувств.
А с помощью чего исходит рациональное познание?
Взаимосвязь между чувственным и рациональным познанием?
Взаимосвязь между чувственным и рациональным познанием.
Приведите примеры рационального и чувственного познания их, надо записать в таблицу?
Приведите примеры рационального и чувственного познания их, надо записать в таблицу.
1)Привести примеры, где человек является субъектом и объектом?
1)Привести примеры, где человек является субъектом и объектом.
2)Привести примеры чувственного и рационального познания.
3)Показать "положительные" и "отрицательные" стороны чувственного и рационального познания.
Почему чувственное познание - обязательно первая ступень познания?
Почему чувственное познание - обязательно первая ступень познания?
Все за исключением двух представляют формы чувственного и рационального познания : ощущение, наблюдение, эксперимент , восприятие , суждение , умозаключение?
Все за исключением двух представляют формы чувственного и рационального познания : ощущение, наблюдение, эксперимент , восприятие , суждение , умозаключение.
ПОМОГИТЕ ?
ПОМОГИТЕ !
СРОЧНО выберите два этапа которые проходит познание а)рациональный и эмоциональный б) моральный и чувственный в) рациональный и чувственный г) моральный и эмоциональный.
На этой странице находится вопрос Сравнительный анализ чувственного и рационального познания?, относящийся к категории Обществознание. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 1 - 4 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Обществознание. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.
1. ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.
2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Наиб важные особенности восприятия : предметность, целостность и структурность.
3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда - то воздействовавших на органы чувств.
В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.
Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению.
Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей.
Основные формы рационального познания : понятия, умозаключения, гипотезы, теории.
1. понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по определению совокупности признаков.
Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.
Е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов.
В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.
2. суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что - либо утверждается или отрицается.
3. умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.
4. гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому - либо факту или группе фактов.
Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.
5. теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.
Т. о.
, в процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности : чувственная и рациональная.
Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.
Сенсуализм и рационализм.
Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) утверждает :
• нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах.
Разум непосредственно с внешним миром не связан.
• Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию
• Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен
• В познании встречаются ошибки.
Но ощущения сами по себе обманывать не могут.
Все заблуждения коренятся в разуме.
• Управление предметной деятельностью человека корректируются только с помощью органов чувств.
• Установление истинности знания требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, поэтому не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.
Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали :
• Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного.
Только мышление может преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.
• Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают.
• Чувства нас нередко обманывают.
• Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств.
• Разум обладает креативной способностью, т.
Е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.
• Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.
Е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.
Мы нередко говорим : доказывать нечто не могу, но интуитивно полагаю, что это так.
Иными словами, я в данном случае делаю вывод, минуя промежуточно - логические аргументы в его пользу.
Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют - интуицией.
Интуицию порой трактовали как нечто таинственное и чуть ли не сверхъестественное.
Прежде всего интуиция - функция основательного овладения предметом.
Яблоко должно было упасть именно на голову Ньютона, чтобы этот факт (если он был) привел к великому открытию.
Второй момент : интуиция, как правило, связана с длительной предварительной работой над проблемой, часто она имеет место тогда, когда, казалось бы, все логические резервы поиска исчерпаны.
Третье : по - видимому, в механизме интуиции немалую роль играет бессознательное, на уровне которого, так сказать, "застревают" отдельные звенья логической цепи.
Четвертое : определенную роль в интуитивном прорыве играет наличие "подсказки".
Так, наблюдение паутины между ветками дало толчок для рождения идеи подвесного моста.